ПРАВО.ru
Новости
21 января 2010, 21:10

Владимир Бублик о совершенствовании высшего юридического образования для "Право.Ru": "Диплом нашей академии давно стал конвертируемым в Европе и США"

Диплом нашей академии давно стал конвертируемым в Европе и США"
Ректор Уральской государственной юридической академии Владимир Бублик высказался о качестве юридического образования Фото с сайта www.nakanune.ru

- Уральская государственная юридическая академия (УрГЮА) широко известна в России и за ее пределами. Для подобного утверждения есть все основания. УрГЮА неизменно занимает 3-5 строчку в национальном рейтинге юридических вузов, в который входят 50 вузов, отобранных из почти тысячи учебных заведений. Его результаты учитываются Рособразованием и Минобрнауки РФ.

Вместе с тем, диплом нашей академии стал конвертируемым на международном рынке труда. Так, после прохождения специальных процедур диплом выпускника УрГЮА приравнивается к диплому магистра юриспруденции некоторых известных университетов США. А в странах ЕС для наших выпускников на 50 процентов снижена стоимость обучения в правовой магистратуре.

Что позволяет учебно-научному комплексу УрГЮА, состоящему из четырех институтов, пяти факультетов и двух филиалов в Уфе и Челябинске, организовать инновационное образование специалистов, востребованных профессиональным сообществом и способных занять место в элите современного российского государственного управления? Прежде всего — наличие десятилетиями формировавшихся научных школ и высококвалифицированного педагогического корпуса, современная база для организации учебного процесса, научной и воспитательной деятельности, интенсивный процесс интеграции академии в европейское и мировое образовательное пространство.

На интеграционном аспекте хочу остановиться особо. Сегодня академия активно сотрудничает в сфере высшего юридического образования и науки с двумя десятками вузов Германии, Австрии, Франции, Финляндии, Белоруссии, Литвы, Казахстана и Кыргызстана. Профессорско-преподавательский состав УрГЮА участвует в учебно-научной работе в иностранных образовательных и научных структурах. 

Например, заведующий кафедрой гражданского процесса В.В. Ярков является приглашенным профессором Университета Париж-Х Нантерр. Преподает и занимается научной работой в нескольких университетах Франции профессор кафедры теории государства и права С.И. Архипов. Профессор кафедры конституционного права М.С. Саликов в 2001 году читал курс лекций "Comparative Federalism" на английском языке в Saint Louis University (США). Профессор кафедры уголовного права И.Я. Козаченко в 2008 году читал курс лекций в Финляндии. Доцент кафедры конституционного права М.Л. Ломовцева в 2007 году выступала с лекциями для студентов King’s College University of London (Великобритания). В свою очередь в научной и образовательной деятельности УрГЮА участвуют представители иностранных академических кругов Германии, Финляндии, США и других стран. 

Одно из направлений образовательной политики УрГЮА — подготовка национальных юридических кадров для зарубежных стран. В настоящее время в Екатеринбурге обучается 60 граждан из 12 стран ближнего и дальнего зарубежья, в том числе из Финляндии, Монголии, Украины.

Еще одно направление сотрудничества — академический обмен. На сегодняшний день самой динамично развивающейся его формой является обучение аспирантов УрГЮА в иностранных образовательных учреждениях Франции, Германии, Бельгии, Португалии и Нидерландов. Здесь они успешно защищают диссертации на соискание степени магистра права и магистра европейского права (LL. M. и LL. M. Eur.). Несколько наших аспирантов, обучающихся в докторантуре университетов Париж-XII, Париж-X Нантерр и Париж-Восток, под совместным научным руководством французских и профессоров УрГЮА защитили диссертации на русском и французском языках. По результатам защиты им присвоены одновременно две научные степени — кандидата юридических наук России и доктора права Франции. 

Все ли российские юридические вузы располагают надлежащими условиями для успешной педагогической, воспитательной и научной деятельности, результатом которой должна стать подготовка специалистов с фундаментальными правовыми знаниями, способных говорить на одном профессиональном языке со своими зарубежными коллегами? 

Ответ на этот вопрос содержится в Указе Президента РФ "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". В высшей юридической школе государства накопились определенные проблемы, и к их решению помимо органов исполнительной и судебной власти, а также сообщества работодателей Дмитрий Анатольевич Медведев привлек широкую юридическую общественность. 

Как говорится, давно пора. Участие всех заинтересованных сторон в разработке Федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки "юриспруденция" (ФГОС ВПО), в создании механизма общественной аккредитации, совершенствовании процедур лицензирования и государственной аккредитации вузов, определении критериев оценки их деятельности, безусловно, положительно скажется на всестороннем оздоровлении высшей юридической школы. 

Коллектив преподавателей УрГЮА, начиная с 2007 года, принимал активное участие в разработке и общественном обсуждении ФГОС ВПО. Что они представляют собой в отличие от стандартов второго поколения, действующих с 2000 года?

Новые стандарты не устанавливают минимальные требования к содержанию конкретных дисциплин. Они лишь содержит перечень компетенций, в формировании которых участвуют дисциплины курса, а также общий перечень умений, знаний, навыков, который должен быть сформирован у студента при изучении целого блока дисциплин. При этом вуз при формировании образовательной программы не менее половины дисциплин устанавливает самостоятельно, тогда как прежде этот "потолок" составлял 30 процентов.

В образовательных стандартах нового поколения приоритет отдан практическим занятиям — семинарам, практикумам и занятиям, проводимым в интерактивных формах. Доля таких занятий в обучении должна составлять не менее 60 процентов, 20 из которых придутся на интерактивные формы. Дополнительно предусмотрен для всех студентов новый вид практики на базе студенческих юридических клиник — консультационной. Должен сказать, что структура образовательной программы в УрГЮА традиционно включает не менее 50 процентов практических занятий по основным профессиональным дисциплинам от общего количества аудиторных занятий. Благодаря этому наши выпускники сразу же после трудоустройства включаются в "производственные" процессы, начинают активный отсчет карьерного роста. 

Для дальнейшего внедрения инновационных интерактивных технологий в образовательный процесс академия проводит планомерное переоборудование специализированных аудиторий — залов судебных заседаний, криминалистических полигонов, оснащение аудиторий мультимедийным оборудованием. А преподаватели проходят соответствующее обучение в Институте переподготовки и повышения квалификации УрГЮА и в других ведущих вузах страны.

Одним из инструментов совершенствования высшего юридического образования является эффективная внутривузовская система контроля качества образовательной деятельности. В УрГЮА на основана на пяти основных процессах.  

Во главу угла я поставил бы отбор абитуриентов. Если вуз хочет получить благодатный человеческий материал для подготовки высококвалифицированных юристов, он должен формировать и развивать образовательную среду региона. То есть, участвовать в различных образовательных выставках, ярмарках и т.д. Например, УрГЮА была участником Межрегиональной специализированной выставки "Образование от А до Я", которая проводилась в Екатеринбурге с 2002 по 2008 год. Многое дает нам сотрудничество со школами, где функционируют юридические профильные классы, участие в организации и проведении региональной олимпиады школьников по русскому языку, литературе, истории Отечества, праву. 

Мы проводим большую профориентационную и информационную работу с будущими абитуриентами в формате индивидуальных и групповых экскурсиях-консультациях по вопросам приема и поступления, распространения информационных и учебно-методических материалов по специальностям и направлениям подготовки для поступающих в академию. Несколько раз в год проводим "Дни открытых дверей", презентации институтов и факультетов, встречи абитуриентов и их родителей с руководством УрГЮА, институтов и факультетов.

Венчает этот процесс четкая организация приемной кампании. С 2003 года прием документов ведется централизованно с использованием информационной системы "Абитуриент". 

Второй по счету, но не по значимости, процесс — контроль качества образования по результатам текущих и промежуточных аттестаций, который мы осуществляем в соответствии с положением, утвержденным Ученым советом академии в апреле 2007 года. 

Формы такого контроля успеваемости различны. Большая часть из них реализуется преподавателями в ходе учебных занятий — опрос студентов на практических и семинарских занятиях, проведение лекторских и текущих консультаций, оценка выполнения контрольных работ, тестирование, оценка рефератов, кодификаторов и юридических документов и др. Однако ответственность за объективность текущего контроля лежит на деканатах и кафедрах. Поэтому для нас крайне важно поддерживать эффективное взаимодействие по линии преподаватель — кафедра — деканат.

Результаты промежуточной аттестации — зачеты и экзамены — регулярно обсуждаются на заседаниях кафедр, Ученых советах институтов и Ученом совете УрГЮА, Учебно-методическом совете академии, оперативных совещаниях. С 2008 года решением ректора академии было созвано совещание с участием представителей деканатов, руководителей Учебно-методического управления, заведующих кафедрами, преподавателей-экзаменаторов. 

Качество обучения мы обсуждаем и со студенческим активом — Большим академическим старостатом, в который входят старосты всех групп и курсов УрГЮА. В конечном счете, анализируются не только результаты сессии, но и выявляются, скажем, причины снижения показателей успеваемости студентов по отдельным предметам, недостатки методического обеспечения дисциплин, организации учебного процесса, упущения руководства деканатов в воспитательной работе. То есть, налажена обратная связь с нашими студентами.

Следующий процесс — контроль качества в ходе проведения так называемых "срезов знаний" в тестовой форме или, как мы их называем, ректорских контрольных работ. Они в академии проводятся уже несколько лет с периодичностью раз в семестр. В ректорской контрольной работе, проведенной в октябре 2009 года по основным обще профессиональным предметам, выносимым на государственную аттестацию, приняли участие все студенты очной формы обучения академии. 

В настоящее время в академии ведется работа по разработке банков тестовых материалов по гражданскому и уголовному праву, теории государства и права и многим другим. Тесты используются студентами как средство самоконтроля, а преподавателями — для промежуточного контроля знаний. Методики тестирования применяются в балльно-рейтинговой системе на вступительных испытаниях на факультет сокращенных образовательных программ. Кроме того, тесты становятся незаменимым инструментом на стадии текущего контроля как форма ликвидации академической задолженности студентами по многим дисциплинам.

Начиная с 2006 года, текущий контроль успеваемости осуществляется также с использованием технологий Федерального экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО). В 2008 году по технологии ФЭПО тесты по 10 дисциплинам сдавали 1001 студент из 41 группы институтов прокуратуры, права и предпринимательства, юстиции, государственного и международного права, факультета сокращенных образовательных программ. В целом результаты, пока предварительные, удовлетворяют: по всем тестируемым дисциплинам общий уровень подготовки студентов соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Четвертый уровень контроля — итоговая аттестация. Она проводится в два этапа: сдача государственного экзамена и выпускной квалификационной работы. Завершается весь процесс анализом востребованности выпускников. В УрГЮА в 2000 году создан отдел по организации практики и трудоустройству выпускников, который является структурным подразделением Учебно-методического управления. Одним из направлений работы отдела является анализ трудоустройства, получение и обобщение отзывов работодателей. В течение десятков лет выпускники УрГЮА традиционно востребованы государством, обществом, рынком. На биржах труда молодых специалистов с дипломом УрГЮА, как правило, нет.

И это несмотря на то, что УрГЮА ежегодно выпускает значительное количество специалистов с высшим юридическим образованием. Например, в 2007 году выпуск составил 2214 человек (983 — по очной форме обучения), в 2008 — 2236 человек (1020), в 2009 — 2020 человек (1002). В 2010 году академия планирует сохранить набор на уровне 2009 года: всего 2200 человек (из них по очной форме обучения — 1000 студентов). В 2009 году закончился эксперимент по проведению вступительных испытаний в вузы по результатам ЕГЭ. Поэтому никаких изменений в проведении приемной компании в этом году не предвидится. Наши абитуриенты, как и прежде, будут представлять свидетельства о ЕГЭ по трем предметам — русский язык, обществознание, история. Профильного экзамена не будет.

Необходимо подчеркнуть, что в академии созданы уникальные условия для подготовки высококлассных юристов. Академия располагает четырьмя учебными корпусами и тремя общежитиями. Одно из них — на 820 мест — введено в эксплуатацию в сентябре 2008 года. Оно построено по спецпроекту и обеспечивает студентам не только современные коммунальные и бытовые услуги, но и позволяет заниматься: на каждом этаже оборудован читальный зал. Для организации правильного и доступного питания студентов, сотрудников и преподавателей с 2003 года функционирует Комбинат питания "Юрист". В настоящее время это мощное предприятие общественного питания (две столовых и семь буфетов) ежедневно обеспечивает горячим питанием около трех с половиной тысяч человек.

Многих интересует, сколько студентов обучается в академии за счет средств федерального бюджета. Отвечу: 37 процентов от общего числа студентов. Это соотношение существенно не изменялось на протяжении последних трех лет, однако, в связи с тем, что Федеральное агентство по образованию планирует в 2010 году уменьшение контрольных цифр приема на первый курс за счет средств федерального бюджета, в 2010 году возможно незначительное увеличение доли студентов, обучающихся по договору.

Записал Александр ПИЛИПЧУК, "Право.Ru"