ПРАВО.ru
Новости
22 апреля 2010, 18:53

Замглавы Мосгорсуда: судьи неспроста предпочитают денежный залог

Замглавы Мосгорсуда: судьи неспроста предпочитают денежный залог
Из залоговой суммы не могут быть удовлетворены финансовые претензии потерпевших или оплачены штрафы по приговору, сказала замглавы Мосгорсуда

О том, как применяется мера пресечения в виде залога после изменений, внесенных в апреле этого года в УПК РФ рассказала заместитель председателя Мосгорсуда Евгения Колышницына, сообщает пресс-служба Мосгорсуда с ссылкой на газету "Коммерсант".

- Кто сейчас может обращаться с ходатайствами о залоге?

- Всех смущает вторая часть 106-й статьи УПК, изменения в которую были внесены в апреле этого года. В этой части указано, что ходатайствовать о применении залога перед судом вправе подозреваемый, обвиняемый либо другое физическое или юридическое лицо. Суды Москвы расценивают это дополнение в 106-ю статью как расширение прав подозреваемых и обвиняемых и других лиц, но это не означает, что следователь теперь лишен возможности обратиться с ходатайством об изменении ранее избранной меры пресечения в виде заключения под стражу на освобождение под залог.

- То есть под физическим и юридическим лицом в 106-й статье подразумевается следователь и правоохранительный орган, в котором он работает?

- Нет. Физическое или юридическое лицо — это те, кто готовы внести залог за обвиняемого или подозреваемого, его родственники или, например, организация, в которой он работает.

- Однако Басманный райсуд на прошлой неделе отказал следствию в залоге по делу бывшего учредителя банка ВЕФК Гительсона, сославшись как раз на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в 106-ю статью, следствие не вправе теперь ходатайствовать об избрании данной меры пресечения.

- Я не могу комментировать постановление, вынесенное данным судом, поскольку оно еще может стать предметом рассмотрения кассационной инстанции Мосгорсуда. Но в любом случае мы ждем, что пленум Верховного суда России выступит с разъяснениями по нововведениям в 106-ю статью.

- УПК предусматривает применение в качестве залога не только денег, но и недвижимости и ценных бумаг. Почему используются только деньги?

- Действительно, московскими судами мера пресечения в качестве залога, как правило, избирается в денежном выражении. Дело в том, что залогодателю нужно представить в суд доказательства того, что недвижимость или ценные бумаги, которые вносятся в качестве залога, принадлежат именно ему или залогодателю.

- По каким основаниям суд может отказать в залоге по экономическим статьям УК?

- Если лицо не имеет постоянного места жительства на территории РФ, если не установлена его личность, если оно нарушило ранее избранную меру пресечения или скрылось от органов следствия. Судья вправе отказать в залоге, если есть хотя бы одно из этих оснований.

- Из какой суммы исходят суды, назначая залог?

- В законодательство внесены изменения, установившие порог нижней суммы залогов. По преступлениям небольшой и средней тяжести размер залога не может быть меньше 100 тысяч рублей. А по преступлениям тяжким и особо тяжким — не менее 500 тысяч рублей. Верхнего предела нет, поэтому суд исходит из конкретных обстоятельств дела и материального положения залогодателя. 

- А что происходит с залогом дальше?

- Залоговая сумма перечисляется на депозитный счет суда и находится на нем, пока не будет вынесен приговор по делу. Если нарушаются условия залога, то следователь вправе выйти с ходатайством об изменении меры пресечения на арест, а залог по решению суда будет обращен в доход государства.

- Из залоговой суммы могут быть удовлетворены финансовые претензии потерпевших или оплачены штрафы по приговору?

- Законодатель не предусмотрел такой возможности.

- В каком-либо обороте залоговые суммы участвуют?

- Нет, они находятся на расчетном счете и ждут приговора.

- В Москве были случаи, когда нарушались условия залога и он обращался в доход государства?

- На моей памяти был один случай по Солнцевскому районному суду. Женщина обвинялась в незаконном пересечении государственной границы, суд применил к ней залог в размере 50 тысяч рублей. Деньги были внесены, однако обвиняемая потом скрылась…

Все чаще применяемая судами в отношении арестованных бизнесменов мера освобождения под залог порождает новые казусы в юридической практике. Как стало известно журналистам, такая ситуация сложилась в деле о крупном мошенничестве с банковскими кредитами, обвиняемым по которому проходит генеральный директор ООО "Респект Лига" Константин Крайнев. Мосгорсуд в минувшую пятницу освободил находившегося под арестом бизнесмена под залог в 50 миллионов рублей, однако тот из СИЗО "Матросская Тишина" пока так и не вышел. Господин Крайнев и его защита считают сумму назначенного залога непосильной и предлагают суду ограничиться квартирой в подмосковном Королеве, принадлежащей отцу бизнесмена. Ее стоимость в десять с лишним раз меньше размера залога.

Судебное заседание, на котором рассматривался вопрос о мере пресечения для гендиректора и совладельца ООО "Респект Лиги" (крупный оптовый поставщик алкоголя) Константина Крайнева, состоялось 16 апреля и длилось недолго. Господин Крайнев обвиняется в крупном мошенничестве с банковскими кредитами (ст. 159 УК РФ). Уголовное дело в отношении него было возбуждено следственным отделом УВД Восточного округа Москвы 24 сентября 2007 года. Спустя несколько месяцев после этого гендиректора объявили в розыск, а сразу после задержания господина Крайнева 25 декабря 2007 года Преображенский райсуд Москвы арестовал его. Вскоре в предъявленном господину Крайневу обвинении появилась и вторая статья УК РФ — 174-я ("Легализации преступных доходов"). Следствие считает Константина Крайнева организатором схемы получения на счета подставных фирм крупных банковских кредитов. Полученные деньги обналичивались, а банкам кредиты не возвращались. Как стало известно, в деле фигурируют 11 эпизодов мошенничества и 10 эпизодов легализации преступных доходов. По подсчетам следствия, своими действиями обвиняемый причинил ущерб в размере более чем 800 миллионов рублей. Согласно материалам дела, среди потерпевших от действий бизнесмена числятся Газинвестбанк и КБИ-банк.

Бизнесмен свою вину в инкриминируемых ему преступлениях не признает, а уголовное преследование против себя считает лишь прикрытием для захвата своего бизнеса. По словам его адвоката, за время нахождения его подзащитного в СИЗО некоторые потерпевшие по делу смогли получить имущество компании "Респект Лига", а также линию для разлива газированных напитков, которая была смонтирована в Ступино и также принадлежала арестованному бизнесмену.
Всего гендиректор фирмы пробыл в СИЗО уже 30 месяцев. Столь большой срок адвокат бизнесмена Сергей Сафронов объясняет "хитрыми уловками следствия, которое, жонглируя статьями УПК, может долго держать человека в СИЗО".

В новейшей истории российского судопроизводства такая сумма залога фигурировала лишь дважды: для председателя совета директоров компании "Ваш финансовый попечитель" Василия Бойко и бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Оба после перечисления залоговой суммы на депозит суда вышли на свободу.

Господин Крайнев же до сих пор остается в "Матроской Тишине". Адвокат Сергей Сафронов объясняет эту ситуацию "неподъемной" суммой. Отец господина Крайнева, который согласился выступить залогодателем, по словам адвоката, "был готов предоставить в залог принадлежащую ему на правах собственности небольшую двухкомнатную квартиру в подмосковном Королеве". Но суд этот залог не принял, тем более что упомянутая квартира, по данным адвоката, стоит "максимум 3,5-4 млн руб.". "А у моего подзащитного нет ни банковских вкладов, ни недвижимости,- резюмировал защитник.- Я думаю, что мой подзащитный так и останется в СИЗО".