ПРАВО.ru
Новости
14 мая 2010, 17:43

Госдума приняла закон о медиации

Госдума приняла закон о медиации
Госдума РФ приняла сегодня в первом чтении законопроекты об альтернативном урегулировании споров — о процедуре медиации

Госдума РФ приняла в пятницу в первом чтении законопроекты об альтернативном урегулировании споров — о процедуре медиации, сообщает корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.

Пакет законопроектов был внесен в Госдуму Президентом РФ. Его цель — предложить удобный и быстрый способ разрешения споров, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполняемость решения, принятого в ходе процедуры медиации.

Кроме того, в России давно назрел вопрос о разгрузке судов, о чем неоднократно говорили в профессиональном сообществе. Так, в декабре 2009 года председатель московского арбитража Олег Свириденко отмечал, что нагрузка на его суд в 2009 году увеличилась в два раза, а конвейерной производство не может не унижать профессионалов.

Сегодня в Госдуме по этому вопросу выступал полномочный представитель президента РФ Гарри Минх, который также сказал о загруженности российских судов. Кроме того, по его мнению, законопроекты позволят наладить отношения между бизнесом и судами. "Худой мир, лучше доброй ссоры", привел известную поговорку он. Также Г. Минх напомнил о 7-м Всероссийском съезде судей, который проходил в декабре 2009 года, и вопрос о введении медиации был признан на нем актуальным.

Проекты ФЗ регулируют споры, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, а также споры, возникающих из трудовых отношений. При этом процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемых в рамках гражданского и арбитражного судопроизводства.

Важно отметить, что процедура медиации может применяться только при волеизъявлении двух сторон и не может применяться, если "споры затрагивают или могут затронуть интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы".

Медиатор — это лицо, привлекаемое сторонами в качестве посредника в урегулировании для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. "Медиатор является арбитром. Он помогает найти решение, которое устроит стороны," — подчеркнул сегодня Г. Минх.

Процедура медиации делится на внесудебную, досудебную и судебную, законопроекты в большей степени регулируют две последние. При этом сохраняется конфединциальность всей информации.

Определяется, что если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации до передачи дела в суд или третейский суд, то он поддерживает такое решение до тех пор, пока стороны не решат свои вопросы. При этом спорящие имеют право использовать процедуру медиации в любой момент при рассмотрении дела судом или третейским судом.

Порядок проведения медиации устанавливается сторонами, однако в законопроектах уточняется, что "медиатор и стороны должны принимать все возможные меры к тому, чтобы процедура была завершена в срок не более 60 дней".

Кроме того, отдельными поправками в АПК РФ и ГК РФ, а также в закон "О третейских судах", закрепляется, что медиация является одной из примирительных процедур, прописывается порядок проведения процедуры медиации на любой стадии спора.

Кроме того, поправкой в статью 203 ГК РФ, вводится дополение, что "течение срока исковой давности прерывается, если сторонами спора принято решение об использовании процедуры медиации".

Поправками в статью 56 АПК РФ и 69 ГК РФ устанавливается, что медиаторы являются независимыми лицами, и не могут быть допрошены в качестве свидетелей о тех обстоятельствах, которые им стали известны при исполнении своих обязанностей.

В базовом ФЗ законодатели устанавливают основные требования к медиатору, который может осуществлять деятельность как на профессиональной, так и не на профессиональной основе. Работать на непрофессиональной основе могут лица, достигшие 18 лет, которые являются дееспособными. На профессиональной основе могут быть медиторами лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее профессиональное образование, прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов. Программу будет определять Правительство РФ.

Медиатор не вправе занимать государственные должности, не вправе быть представителем какой-либо из сторон, оказывать какой-либо стороне юрконсультации, делать без согласия сторон заявления по существу спора, участвовать в качестве медиатора в споре, где он является заинтересованной стороной, в том чисиле состоит с кем-либо в родственных связях.

Деятельность медиаторов не может быть предпринимательской, подчеркнул сегодня Г. Минх. Такую деятельность могут осуществлять физлица, саморегулируемые организации.

"Этот закон чрезвычайно важен для судебной системы и для граждан," — прокомментировал также сегодня председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Однако он признал, что заработает закон не сразу, но выразил уверенность, что постепенно войдет в действие, и процедура медиации охватит все больший круг спорящих.

Также П. Крашенинников отметил, что необходимо будет внести поправки в Трудовой и Семейный кодексы, уточнить 16 статью проекта ФЗ об образовании медиатора. Правительство также не должно решать вопрос о его специальном образовании медиатора, это должно делать Министерство юстиции РФ.

После представления законопроекта на вопросы депутатов отвечали П. Крашенинников и Г. Минх.

Депутат Валентин Романов задал вопрос о механизме оплаты работы медиаторов. Г. Минх отметил, что, "кому и сколько платить, будет решаться в рамках соглашения сторон", медиация не может преследовать цель извлечения прибыли.

Депутат Кирилл Черкасов спросил об опыте зарубежных стран по вопросу работы медиативной процедуры.

"Этот механизм реализуется в развитых странах уже давно и эффективно, он действует и в странах СН,Г" — ответил Г. Минх, однако он затруднился предоставить статистику.

Депутат Екатерина Лахова спросила: "Вот эти медиаторы на каком этапе смогут примирять разводящиеся пары, у которых есть дети?". Как известно, наша страна на 2-м месте в мире по разводам, уточнила она.

Г. Минх отметил, что если у родителей есть ребенок, то это уже третье лицо, в связи с этим его интересы могут быть нарушены при разводе, в таких случая медиация применяться не будет.

Депутат Нина Останина, комментируя законопроект, сказала следующее: "Разгрузит ли суды медиация, это еще не известно. Однако медиация опустошит кошельки людей, а также создается впечатление, что создается теневой механизм регулирования споров".

Г. Минх отметил, что процедура медиации не является аморальной, она легальная и гораздо более дешевая процедура, нежели обращение в суд. "Мы создаем механизм гораздо более действенный для многих лиц, которые могут разрешить споры вне суда", — сказал представитель президента.

Депутат Олег Шеин поинтересовался: "Почему нельзя назвать закон более понятным словом — закон о посредничестве", но Г. Минх отметил, что посредник и медиатор — разные вещи и перевести слово медиатор на русский язык, не потеряв его смысл, невозможно.

Далее депутаты выступили от имени фракций. КПРФ и ЛДПР выразили мнение, что медиаторы станут институтом "серых схем" и опустошат кошельки граждан.

От КПРФ выступал депутат Алексей Коломейцев. "Мы предлагаем полную коммерциализацию всего и вся. Суды специально создадут условия, когда половина дел не будет рассматриваться без медиации. Это обязательно будет платным. Закон есть дискредитация судебной системы," — сказал он.

Его поддержала депутат от ЛДПР Елена Афанасьева: "Не вызывает сомнений, что медиаторы, также как адвокаты, будут извлекать из своей деятельности прибыль," — отметила она, — Хотя, как и адвокатские конторы, не будут иметь статус коммерчесской организации".

Дмитрий Вяткин от "Единой России" призвал коллег ознакомиться хорошо с текстом законопроекта и не пугать друг друга. И рассказал притчу об апельсиновом дереве, когда мимо проходящий человек за 1 минуту решил спор делящих апельсин. В этом и есть основной смысл институа медиации. Кроме того, он еще раз подчеркнул, что медиатор привлекается по согласию двух сторон, добровольно.

Зарубежный опыт в этом вопросе очень интересный, продолжил он. Например, в США есть практика, что суд может приостаносить дело и порекомендовать сторонам об обращении к медиатору. А в Австрии медиация внесена в реестр профессий.

Депутат Олег Шеин от "Справедливой России" признал закон нужным, однако посчитал необходимым назвать его по-русски — законом о посредничестве и о посреднических улугах. Второй вопрос, который он поднял — вопрос о конфединциальности. При нарушении этого правила, по его мнению, необходимо занести такого медиатора в "черный" список.

Кроме того, при трудовых спорах между работодателями и их сотрудниками они находятся в равных возможностях при оплате услуг медиатора, поэтому этот вопрос также стоит решать при втором чтении.

Госдума РФ после 2-х часов обсуждения проголосовала за принятие законопроекта в 1-м чтении.