ПРАВО.ru
Новости
21 июня 2010, 21:54

"Запретное искусство": от защиты - 2 свидетеля, от обвинения - 132

Дело "Запретного искусства": от защиты - 2 свидетеля, от обвинения - 132
Закончились прения сторон по уголовному делу в отношении бывшего директора музея Сахарова Юрия Самодурова Кадр канала" НТВ"

Закончились прения сторон по уголовному делу в отношении бывшего директора музея Сахарова Юрия Самодурова и экс-заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, устроителей скандальной выставки "Запретное искусство 2006", передает корреспондент "Право.Ru" Регина Резцова.

Интересны были реплики, которые прозвучали из уст обвиняемых. Юрий Самодуров расссказал, что когда он и его адвокат пришли к следователю Евгению Коробкову знакомиться с материалами, то он  им прямо заявил: ваше дело политическое.  А Андрей Ерофеев высказал следующее наблюдение: гособвинение должно было доказать, что обвиняемые кого-то оскорбили, вместо этого оно предоставило обвиняемым самим оправдываться и доказывать свою невиновность.

Организаторы выставки "Запретное искусство 2006" Юрий Самодуров и Андрей Ерофеев обвиняются по части второй статьи 282 УК РФ ("Разжигание религиозной вражды и ненависти"). Максимальное наказание, предусмотренное этой статьей -  лишение свободы на срок до пяти лет. Сегодня гособвинитель попросил суд приговорить Ерофеева и Самодурова к трем годам колонии-посселения.

После перерыва  в прениях выступила адвокат подсудимых Ксения Костромина, она заявила что, Ерофеев и Самодуров — жертвы нарушения прав человека, а именно статьи 10 Конвенции о правах человека  (свобода выражения мнений). По ее словам, в данном процессе имеется столкновение интересов художников и кураторов выставки с одной стороны и лиц, которые называют себя верующими — с другой стороны. Но интересы одних нельзя ущемлять за счет интересов других.

Выставка была организована в небольшом зале Сахаровского центра, в удалении от мест религиозного культа. Более того, выставка не анонсировалась, никто не заставлял верующих приходить на эту выставку, это их свободная воля.  А сам музей не является объектом религиозного почитания, он является объектом культуры.

Адвокат подчеркнула, что из-за возможной обиды одних, нельзя ограничивать права других людей. По ее мнению, все верующие не допускают наличие у  инкомыслящих права выражать свое мнение. Россия, согласно Конституции РФ, светское государство, и все религии равны перед законом.

Ксения Костромина отметила, что, по ее мнению, верующие должны проявлять терпимость к тому, что существуют и  другие мнения по поводу вопросов вероисповедания, должен существовать плюрализм мнения.

После выступления адвоката перед судом выступил подсудимый Андрей Ерофеев. Он заявил, что считает, что этот процесс о том, как намеренно и недобросовестно интерпретируют их поступки и искусство. По его мнению, конфликта между православными верующими и произведениями искусства  не существует.

Он напомнил суду, что он организовал более 50 выставок, но нередко экспонаты задевали зрителей, так как люди не подготовлены к современному искусству. Советский режим изолировал население от понимания языка современной мировой культуры.

"Но это еще не значит, что верующие могут навязывать свое мнение. Цивилизация — это городская культура, то есть объединение абсолютно непохожих людей, с непохожими взглядами. У верующих есть своя площадка — храм, а у нас — музей. Если человеку не нравится в музее, он может его покинуть, насильно его там никто не держит", — заявил Ерофеев.

Он обратился к присутствующим в зале верующим: "Ваше пространство никто не нарушал, почему вы нарушаете наше?".

Он также отметил, что этот процесс — неуважение к чужим взглядам, нравится или не нравится современное искусство, оно все равно будет существовать, и церкви никуда не деться от контактов с современным искусством. Также он заявил, что считает, что этот  конфликт разжигался не представителями русской православной церкви.  "А используя дешевую риторику и провокацию этот процесс инициировал "Народный собор", — сказал Ерофеев.

Он подчеркнул, что считает эту организацию экстремистской, поскольку она выступает за смертную казнь, введение цензуры, пропагандирует национализм, а борьба с современной культурой — малая часть их деятельности.

Ерофеев сказал, что убежден, что процесс должен закончиться оправдательным приговором.

Второй подсудимый Юрий Самодуоров сказал, что фотографии выставки не размещались даже на сайте музея. Более того, она не была не рекомендована лицам до 16 лет. У кураторов выставки не было намерения оскорбить чье-либо достоинство и религиозные чувства. Он отметил, что для того, чтобы понимать современное искусство нужна определенная подготовка. А сутью конфликта являются отношения религиозного и нерелигиозного сознания, культуры, морали.

"Никакое судебное решение не сможет уничтожить современное искусство. В обществе должно присутствовать как религиозное так и нерелигиозное сознание, они должны взаимодополнять друг друга", — сказал Самодуров.

Он подчеркнул, что при вынесении решении судья должна ощущать себя судьей светского государства. Также он обратил внимание на явно непропорциональное соотношение  свидетелей со стороны обвинения и защиты: от обвинения было 132 свидетеля, а от защиты — 2. Это свидетельствует о явном желании верующих заклеймить художников.

Оглашение приговора по делу назначено на 12 июля.