ПРАВО.ru
Новости
7 августа 2010, 22:26

Нургалиев: готовятся еще 2 закона - об окладах и о службе в полиции

Нургалиев: готовятся еще 2 закона - об окладах и о службе в полиции
Нургалиев: более детально вопросы прохождения службы в полиции будут урегулированы в новом законе о службе в органах внутренних дел Фото с сайта www.mvd.ru

Комментарий министра внутренних дел Рашида Нургалиева к опубликованному сегодня проекту федерального закона "О полиции" обнародовал Экспертный совет МВД России по вопросам нормотворческой работы.

Как, в частности, отмечает Нургалиев, в проекте ФЗ получила развитие идея гуманизации форм и методов работы полиции. Предупреждение, профилактика преступлений рассматриваются в качестве главного направления деятельности (эта позиция закреплена в статьях 2 и 12). Применение силы сотрудниками допускается лишь в случаях, когда ненасильственные методы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей (статьи 6 и 19).

При этом в законопроекте прописаны порядок и условия применения наиболее социально острых мер государственного принуждения, таких как задержание граждан (статья 14), вхождение (проникновение) в жилье и иные помещения, на земельные участки (статья 15), оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и объектов (статья 16) и некоторые другие.

Специальная — пятая — глава подробно регламентирует применение физической силы, специальных средств и оружия.

При оценке эффективности работы полиции определяющая роль отводится мнению граждан. В связи с этим на МВД России возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (части 7 и 8 статьи 9).

Законопроект расширяет границы общественного контроля за работой полиции. Этим вопросам посвящена специальная статья (статья 52).

Проект нового закона ориентирован на повышение предъявляемых требований к работе полиции, к законности и эффективности ее деятельности. Этой задаче служат нормы:

- устанавливающие механизм обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе (статьи 6-8);

- закрепляющие набор требований, предъявляемых к сотруднику полиции и его поведению (статьи 27-31);

- содержащие значительно обновленный перечень оснований увольнения со службы: 23 основания против 14 в действующем законе (статья 42).

Основания для увольнения дополнены такими, как неоднократное нарушение служебной дисциплины, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, отчисление из образовательного заведения, лишение специального звания полиции, прекращение гражданства и некоторые другие.

В целях обеспечения боеготовности полиции предлагается законодательно закрепить (статья 40) возможность изменения режима служебного времени сотрудника полиции без его согласия на срок до шести месяцев, возложения на него дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода в другое подразделение без изменения характера службы, а также установления иных особых условий и дополнительных ограничений. Это относится к условиям чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Нургалиев также обращает внимание на статью 27 проекта, а именно ее пункт 1 части 1. Речь идет о том, что в целях стимулирования правовой грамотности сотрудников, преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания ими Конституции РФ, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.

Проект законодательно закрепляет федеральное бюджетное финансирование полиции. Все затраты на содержание полиции являются расходным обязательством Российской Федерации. Вместе с тем сохраняется возможность финансовой поддержки со стороны субъектов Федерации. Единое финансирование, отмечает Нургалиев, позволит уйти от двойного подчинения и организационно встроить полицию в единую централизованную систему органов внутренних дел Российской Федерации.

Новый закон станет более удобным в пользовании за счет его комплексности. Нынешнее милицейское законодательство включает в себя сотни законов и подзаконных актов. Такое положение создает сейчас очевидные проблемы как для самих сотрудников, так и для граждан. В этой связи предпринята попытка дать исчерпывающий перечень обязанностей и более полный набор прав полиции. Стало меньше отсылочных, бланкетных норм. Это видно при анализе статей 12 и 13 законопроекта. По сравнению с действующим Законом он "потяжелел" почти в 2 раза и содержит 57 статей на 135 машинописных листах. Предыдущий закон содержал 43 статьи на 64 машинописных листах.

Проект не содержит социальный пакет. Он оставляет, безусловно подвергая соответствующей корректировке, тот набор социальных гарантий, который содержится в действующем законе. Данная задача, требующая дополнительной финансовой проработки, будет решена специальным законом о денежном довольствии и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.

Известная усеченность присуща и главе 7 законопроекта, посвященной особенностям службы в полиции. Более детально вопросы прохождения будут урегулированы в новом законе о службе в органах внутренних дел, который должен прийти на смену Положения 1992 года. Работа по его подготовке уже ведется.