ПРАВО.ru
Новости
24 февраля 2011, 15:04

Дознавателям добавят полномочия следователей в организации оперативно-розыскных мероприятий

Дознавателям добавят полномочия следователей в организации оперативно-розыскных мероприятий

Дознавателям могут разрешить давать органу дознания письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий. Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении соответствующий законопроект "О внесении изменений в статьи 41 и 152 УПК РФ". С текстом законопроекта можно ознакомиться в Справочно-правовой системе "Право.Ru" (СПС "Право.Ru") здесь.

Законопроект № 395872-5 внесен в Госдуму в июне 2010 года Законодательным Собранием Оренбургской области. По мнению разработчиков документа, внесение изменений в УПК РФ позволит исключить факты затягивания сроков расследования по уголовным делам и оптимизировать процесс дознания, исключить факты принятия незаконных процессуальных решений.

Документ дополняет часть 3 статьи 41 УПК РФ, определяющей полномочия дознавателя, положением, согласно которому дознаватель может давать органу дознания "обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении".

Кроме того, часть 1 статьи 152 УПК РФ (место производства предварительного расследования) после слова "следователь" в соответствующих падежах дополняется словом "дознаватель". Согласно поправкам, в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте не только следователь, но и дознаватель будет вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю, дознавателю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток.

В пояснительной записке к законопроекту указывается на то, что согласно пункту 4 части 2 статьи 38 УПК РФ, следователь может давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении. Дознаватель же вправе (пункт 1 части 3 статьи 41 УПК РФ) лишь самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия. Кроме того, часть 1 статьи 152 УПК РФ предусматривает право следователя поручать производство следственных или розыскных действий органу дознания. Право на дачу поручений дознавателем при расследовании уголовного дела данной статьей не закреплено.

"В практике расследования дознавателями уголовных дел часто возникает необходимость производства неотложных следственных действий иными органами дознания. Например, в связи с необходимостью допроса жителей села, удаленно находящегося от отдела внутренних дел, которые не могут прибыть для допроса к дознавателю", указывается в пояснительной записке.

Кроме того, авторы законопроекта подчеркивают, что практика расследования уголовных дел сотрудниками специализированных подразделений дознания свидетельствует о том, что дознаватели нередко дают поручения органу дознания о производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий.

Данный законопроект при условии внесения ряда поправок был поддержан Правительством РФ. В официальном отзыве Правительства говорится, что "положения законопроекта, направленные на уточнение полномочий дознавателя, заслуживают поддержки. Вместе с тем предложение о внесении изменений в часть первую статьи 152 УПК требует корректировки, поскольку в представленной редакции допускается возможность дачи дознавателем соответствующего поручения не только дознавателю или органу дознания, но и следователю. Кроме того, текст законопроекта необходимо привести в соответствие с правилами юридической техники".

С данным замечанием согласился и Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, который тоже поддержал проект закона при условии внесения корректив. В заключении Комитета говорится, что "предлагаемое изменение в пункт 1.1 части 3 статьи 41 УПК РФ не в полной мере согласуется с ФЗ „Об оперативно-розыскной деятельности“. В соответствии со статьей 8 ФЗ „Об оперативно-розыскной деятельности“ оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные пунктами  4, 6 — 14 части 1 статьи 6 этого закона (проверочная закупка; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент)  проводятся, главным образом, по тяжким и особо тяжким преступлениям. Но по таким категориям преступлений не осуществляется предварительное расследование в форме дознания (статья 150 УПК РФ)". Комитет считает целесообразным ограничиться такими оперативно-розыскными мероприятиями, как установленные пунктами 1—3, 5 статьи 6 этого закона: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов.