ПРАВО.ru
Новости
5 мая 2011, 22:39

ВС поставил под сомнение законность ГОСТа на допустимые дефекты дорог

ВС поставил под сомнение законность ГОСТа на допустимые дефекты дорог

Верховный суд РФ отказался рассматривать иск адвоката Лаврентия Сичинавы, который пытался оспорить положения ГОСТа о "допустимых" размерах ям и выбоин на автодорогах. Высший суд счел, что вопрос находится вне его компетенции: ВС рассматривает иски относительно законности нормативно-правовых актов федеральных органов госвласти, но как выяснилось, оспариваемый ГОСТ таковым не является. Дело в том, что государственный стандарт Р 50597-93, введенный еще в октябре 1993 года, так и не прошел обязательную регистрацию в Минюсте и не был опубликован в соответствующих официальных изданиях. Нормативная сила документа поставлена под сомнение, говорят опрошенные "Коммерсантом" эксперты, а значит, дорожники больше не смогут ссылаться на то, что дефекты дорожного полотна, ставшие причиной ДТП, "соответствуют ГОСТу".

Адвокат Сичинава подал иск в Верховный суд в апреле 2011 года (мы писали об этом здесь). Он оспаривал законность четырех пунктов ГОСТа Р 50597-93 от 1993 года "Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения". В качестве ответчика по иску выступало Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).

Спорные пункты содержат описание допустимых дефектов на автомобильных дорогах и улицах населенных пунктов. Так, согласно ГОСТу, "предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см". Кроме того, крышка люка может "иметь отклонение" (быть открыта) относительно дорожного полотна на 2 см, решетка дождеприемника — на 3 см, а "головки трамвайных и железнодорожных путей" — на 2 см. Лаврентий Сичинава в своем иске указывал, что данные положения противоречат закону "О безопасности дорожного движения" и ставят под угрозу жизнь и здоровье людей.  

"Верховный суд порекомендовал мне обратиться в районный суд по местонахождению Росстандарта. У меня еще есть время подумать, буду ли я это делать, — цитирует газета слова Лаврентия Сичинавы. — По сути, я оспаривал лишь четыре пункта ГОСТа. Но фактически, по определению Верховного суда, он весь оказался незаконным. Поэтому смысл дальнейших обращений теряется".

Другие опрошенные эксперты указывают на неожиданность решения Верховного суда: если ГОСТ не был законным образом зарегистрирован и опубликован, то он фактически является недействующим с момента принятия. Это означает, что если из-за дефектов дорожного покрытия произошло ДТП или автомобилю нанесен ущерб, дорожники и сотрудники ГИБДД больше не смогут ссылаться на ГОСТ Р 50597-93, доказывая, что яма была "допустимых размеров".