ПРАВО.ru
Новости
29 июня 2011, 20:20

Утвержден новый регламент Верховного Суда, расширяющий полномочия его председателя

Утвержден новый регламент Верховного Суда, расширяющий полномочия его председателя
Новый регламент добавляет председателю ВС РФ Вячеславу Лебедеву и обязанностей, и полномочий Фото Право.Ru

Пленум Верховного Суда России утвердил новый регламент ВС. Изменена не только структура  и содержание документа — он сокращен вдвое за счет разделов об аппарате ВС и о порядке работы суда, которые станут отдельными документами, — но и уточнены полномочия председателя и его заместителей, Пленума,  Президиума и судебных коллегий ВС. В частности, председатель ВС будет контролировать соблюдение Кодекса судейской этики судьями ВС, а также сможет оспаривать решения ВККС, принятые по представлениям глав нижестоящих судов.

Вчера на заседании Пленума ВС был принят новый регламент Верховного Суда (документ доступен здесь), прежний регламент 2009-го года утратил силу. Документ пополнился новыми деталями (например, о том, что судьи вершат правосудие, облаченные в мантии), многие формулировки были скорректированы в связи с законодательными и организационными изменениями, коснувшимися ВС за последние два года. Однако наиболее важные поправки были внесены в параграфы о полномочиях председателя суда и его заместителей, а также во вторую часть регламента, которая ранее касалась порядка работы аппарата ВС и порядка рассмотрения в ВС судебных дел и материалов.

В новом регламенте уделено значительное место тому, как председатель ВС может инициировать привлечение судей (от судей облсудов до судей Верховного Суда) к дисциплинарной ответственности, либо приостановление и прекращение их полномочий. Для этого председатель ВС вносит соответствующие представления в Высшую квалификационную коллегию судей. Также он вправе направить в Дисциплинарное судебное присутствие обращение о досрочном прекращении полномочий любого судьи судов общей юрисдикции за совершение им дисциплинарных проступков, если ККС или ВККС ответили отказом на аналогичное представление главы федерального суда. Наконец, председатель ВС вносит в ВККС представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда, а также о приостановлении или прекращении их полномочий.

В регламенте впервые описаны полномочия председателя ВС по организации проверки поступающих сведений о недостойном поведении судей СОЮ, противоречащем законам и Кодексу судейской этики. Также глава Верховного Суда организует проверку того, насколько полно и достоверно судьи представляют сведения о своих доходах и имуществе.

Кроме того, среди полномочий председателя ВС появились "организация работы по анализу судебной статистики" и "взаимодействие с Правительством России при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции".

Помимо полномочий главы Верховного Суда, конкретизированы права и обязанности первого заместителя и заместителей председателя ВС. В частности, в новом регламенте указано, что зампредседателя ВС не только "осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий", но и председательствуют в заседаниях судебных коллегий ВС или поручают это другим судьям, входящим в составы соответствующих коллегий. Они также организуют работу по повышению квалификации судей и по обобщению судебной практики. Эти обобщения представляются на рассмотрение Президиума и Пленума ВС.

В порядок работы Пленума и Президиума ВС также внесены некоторые коррективы. В частности, изъяты указания на то, что в заседаниях Пленума участвуют генпрокурор и министр юстиции РФ. Сохранилась лишь фраза, что по приглашению председателя ВС в работе Пленума могут участвовать судьи КС и ВАС РФ, а также "иные судьи и другие лица". Заметим, что на практике в работе Пленума ВС постоянно участвуют заместители генпрокурора и министра юстиции, часто приглашаются и другие высокопоставленные чиновники.

В новом регламенте прописаны полномочия Пленума ВС по организации правосудия в процессах особой важности. Так, Пленум утверждает состав судебной коллегии судей ВС, которые должны в связи с представлением Президента РФ рассматривать вопросы о привлечении к уголовной ответственности генпрокурора или главы Следственного комитета. Затем, Пленум ежегодно представляет ВККС состав судебной коллегии, призванной разбирать вопросы о привлечении к административной ответственности судей высших судов, судов уровня субъекта Федерации, военных судов и федеральных арбитражных судов.

Параграф регламента о порядке рассмотрения вопросов, внесенных на обсуждение Пленума, немного дополнен – в нем появилась информация о секретариате Пленума ВС, подчиненном секретарю Пленума. Подразделение обеспечивает работу данного судейского собрания, готовит необходимые материалы, публикует принимаемые постановления на сайте Верховного суда и в официальных изданиях.

Отдельные изменения внесены и в главу, посвященную Президиуму ВС. В частности, появилось указание, что Президиум ВС собирается не реже одного раза в месяц, что он полномочен рассматривать вопросы организации работы судебных коллегий ВС, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда.

В связи с формированием апелляционной судебной инстанции в СОЮ с 1 января 2012 года в составе ВС появится Апелляционная коллегия, которая, фактически, займет место Кассационной коллегии ВС. Апелляционной коллегии в новом регламенте посвящен параграф 3.5.1. Согласно документу, состав коллегии и ее председатель (все – из числа судей Верховного Суда) будут утверждаться Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС, и при наличии положительного заключения ВККС. До конца текущего года функции Апелляционной коллегии выполняет Кассационная коллегия Верховного Суда, впоследствии ее полномочия перейдут к вновь созданной  коллегии.

Порядок формирования прочих судебных коллегий ВС в целом не изменился. В нем лишь появилось отдельное упоминание о Судебной коллегии по административным делам, которая была выделена из состава Коллегии по гражданским делам. Также появилось отдельное упоминание о том, что состав Гражданской, Уголовной, Административной и Военной коллегий утверждается Пленумом ВС из числа судей ВС "по представлению председателя Верховного Суда". Кроме того, председатель может своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой.

В регламенте впервые появились указания на то, что председатели судебных составов назначаются председателем ВС на трехлетний срок, при этом они могут назначаться на этот пост неоднократно. При этом практически не изменился параграф, посвященный судьям ВС (в новом регламенте он носит номер 3.5.3). Самое заметное добавление касается права судей ВС проводить обобщения судебной практики, в том числе – знакомясь с ней непосредственно в судах. Теперь регламент уточняет, что судьи должны заниматься этим "по поручению руководства Верховного Суда".

Наконец, за рамки документа вынесены параграфы, посвященные работе аппарата ВС: говорится, что эти вопросы должны быть определены в отдельном положении об аппарате Верховного Суда, а также в частных положениях о его структурных подразделениях (последние будут утверждены приказами председателя ВС).

Кроме того, из нового регламента полностью исключен прежде существовавший в нем раздел "Осуществление деятельности Верховного Суда". В нем определялся порядок рассмотрения дел и материалов в судебных заседаниях ВС в первой, кассационной и надзорной инстанциях, порядок рассмотрения жалоб, представлений и протестов, порядок исполнения решений ЕСПЧ и другие подобные моменты. Из-за этих сокращений новый регламент ВС получился вдвое короче предыдущего. В каком документе будут регламентированы соответствующие вопросы, не сообщается.