ПРАВО.ru
Актуальные темы
18 июля 2008, 17:50

Дроздов будет искать финансы в Пенсионном фонде

Глава финансового департамаента займется Пенсионным фондом
Антон Дроздов возглавил Пенсионный фонд

Вчера премьер-министр России Владимир Путин подписал распоряжение, которым назначил Антона Дроздова руководителем Пенсионного фонда России (ПФР). Когда нынешний глава финансово-экономического департамента аппарата правительства РФ приступит к своим новым обязанностям пока неизвестно. Предполагается, что это произойдет лишь в конца августа: «Дроздов участвует в подготовке бюджета, отрывать его от этой работы не будут», — объяснил "Коммерсанту" промедление анонимный источник в правительстве.

До назначения Дроздова у Пенсионного фонда России почти полгода не было руководителя. В самом конце 2007 года этот пост покинул Геннадий Батанов. Временно исполняющим обязанности главы фонда был назначен Александр Куртин, заместитель Батанова. Ранее российские СМИ называли несколько кандидатур на пост руководителя ПФР, в частности, бывшего главу РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса, экономиста Евгения Гонтмахера, а также Сергея Калашникова, возглавляющего Фонд социального страхования. Но только кандидатура исполнительного и неконфликтного финансиста устроила и правительство, и вице-премьера Алексея Кудрина, и министра здравоохранения и соцразвития Татьяну Голикову.


«Господин Дроздов уже давно хотел уйти из аппарата правительства, но до сих пор не было статусной должности на госслужбе, на которую он мог бы перейти», — утверждает источник в аппарате правительства.

Чиновник, работающий на одной из ключевых позиций в аппарате правительства России с 1999 года, стал широко известен после назначения на пост премьер-министра Виктора Зубкова. Новый премьер на первом же заседании правительства 25 сентября 2007 года в присутствии СМИ громогласно поинтересовался: кто в аппарате отвечает за то, что деньги, выделенные Сахалину на восстановление после землетрясения, не дошли до региона? Случайно попавшемуся ему под руку господину Дроздову, не отвечающему за сахалинскую проблему, было указано немедля лететь на Сахалин исправлять ошибки. 43-летний Дроздов повиновался техническому премьеру без малейших возражений — и догнал выделенные средства как раз на Сахалине. Возможно, именно этот эпизод сыграл главную роль в его новом назначении.

Документ

Задача Пенсионного фонда (ПФ) — государственное управление пенсионными средствами граждан, застрахованных в фонде. На 2008 год доходная часть бюджета фонда определена в размере 2,55 трлн руб. (для сравнения: это сумма превышает трехмесячный объем доходов федерального бюджета). Большую часть этих денег ПФ получает напрямую из бюджета (1,4 трлн руб.), остальное — от предприятий и организаций в виде страховых взносов на пенсионное страхование своих работников (часть единого социального налога). ПФ, несмотря на вливания бюджета, обладает статусом самостоятельного государственного внебюджетного фонда. Пенсии за счет средств ПФ получают 38,2 млн российских пенсионеров. Кроме того, в систему его персонифицированного учета поступают сведения о 62 млн работающих граждан, в пользу которых вносят платежи их работодатели. Фонд имеет разветвленную региональную сеть — общее число территориальных органов составляет 2,2 тыс.

Научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер отзывается об Антоне Дроздове как о «профессиональном финансисте». По его словам, исходя из имеющихся профессиональных навыков Дроздов мог бы занимать должность вплоть до главы министерства. Дроздов высококвалифицированный чиновник, который прошел школу министерства финансов с самых низов, знает конкретику работы, а также школу аппарата правительства. Для Пенсионного фонда это назначение большой плюс, полагает Гонтмахер.

Мнение

Евгений Гонтмахер, научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций:

«Бывший глава Пенсионного фонда господин Батанов — военный юрист, и от него сложно было ожидать каких-либо инициатив. Антон Дроздов, который прекрасно знает финансы, может наладить отношения с федеральным бюджетом, может предложить какие-то вещи в рамках обсуждения пенсионной реформы. По уровню своей квалификации он не уступает министру Голиковой»
(«Коммерсантъ», 17.07.08.)


Выбор профессионального финансиста на должность главы ПФР понятен. Дефицит ПФР растёт с каждым годом. По прогнозам, в нынешнем году он составит 171,8 млрд руб., а в 2010-м вырастет уже до 227,4 млрд руб. Возникающие дыры затыкаются средствами госбюджета и Фонда благосостояния, что приводит к полной зависимости ПФР от распределения государственных денег. В нынешнем году в ПФР из госбюджета придёт более половины требуемых ему средств — 1,4 трлн руб.

Попытки решить проблему системно пока оказываются безрезультатными. Простое увеличение ставки ЕСН или отказ от её регрессивной шкалы неприемлемо, так как идёт вразрез с курсом на освобождение бизнеса от излишнего налогового бремени. Увеличение пенсионного возраста может вызвать сильную волну недовольства в массах, вряд ли власть осмелится пойти на этот шаг. Наиболее свежие идеи правительства — стимулирование граждан и бизнеса софинансировать будущие пенсии совместно с государством и полная «отвязка» ПФР от бюджета и его формирование на принципах страхового фонда.

Опыт тесного общения с чиновниками Минфина в таком контексте становится еще одним существенным плюсом Дроздова, который отмечают эксперты. Скорее всего, финансовые проблемы Фонда еще долго не будут решены, и его растущий дефицит будет продолжать пополняться из бюджета. Дроздов в этом случае сыграет ключевую роль в облегчении коммуникаций с чиновниками из Минфина, роль которого в финансировании ПФР будет увеличиваться, предполагает директор Центра макроэкономических исследований БДО «Юникон» Елена Матросова. Дроздов сможет доходчиво объяснить чиновникам, почему растёт дефицит, и обеспечить более гладкое пополнение Фонда из госсредств.

Умение считать большие деньги — а Дроздов почти всю свою карьеру занимался госфинансами, работал в Минфине СССР и России, причем на должности главы департамента аппарата правительства участвовал в определении параметров госбюджета — может оказаться полезным новому главе ПФР и по другой причине.

Прежний руководитель ПФР Геннадий Батанов был отправлен в отставку «по собственному желанию в связи с выходом на пенсию», но его уход сопровождался оглашением результатов проверок фонда Счётной палатой и Генпрокуратурой.

В сентябре 2007 г. Счётная палата выявила «ряд проблем» в деятельности фонда, в том числе аномальный рост незавершённого строительства, достигавший в начале 2007 г. 1,6 млрд руб. А в мае 2008 г. Следственный комитет при МВД по результатам следствия обвинил ряд бывших сотрудников ПФР в финансовых махинациях.

История вопроса

21 мая 2008 года Следственный комитет при МВД России окончил предварительное расследование уголовного дела по обвинению бывшего исполнительного директора Пенсионного фонда России Николая Крецу и начальника правового департамента этой же организации Зои Селивановой, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных статьей 160 (присвоение или растрата) УК РФ.

По данным следствия, с 2004-2005 годов руководство фонда заключило с Департаментом инвестиционных программ строительства города Москвы девять договоров на куплю-продажу квартир за счет государственного внебюджетного фонда, предусмотренных на социальное развитие и капитальное строительство. Тогда сумма сделки составила свыше 43,5 миллиона рублей. Квартиры были незаконно оформлены в собственность сотрудников ПФР.

Кроме того, СК МВД завершил предварительное расследование уголовного дела по обвинению сотрудницы фонда Зои Кирюхиной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

По данным следствия, Кирюхина знала об отсутствии части товара на складах и задержки его поставок на четыре дня, и при этом подписала официальные документы бухгалтерского учета — товарные накладные, содержащие заведомо ложные сведения о дате приема-передачи товара.

Таким образом, своими действиями сотрудница фонда лишала ПФР законного права на истребование уплаты неустойки за несоблюдение сроков поставки товара. Ущерб от действий обвиняемой составил более 3,76 миллиона рублей.

Симптоматично, что менее трех месяцев назад вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин назвал решение проблемы дефицита пенсионной системы приоритетной задачей в России на ближайшие 20-30 лет.
В связи с тем, что в России еще не заработала накопительная система пенсий, по его словам, необходимо внести предложения, в частности Минздравсоцразвития, об увеличении и улучшении пенсионного обеспечения. «Под это мы готовы отдать фонды благосостояния», — сказал Кудрин.


Напомним, что Минфин 30 января 2008 года преобразовал стабфонд РФ в резервный фонд (формируется для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и фонд национального благосостояния (для решения проблем пенсионной системы).

Руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер уверен, что проблемы российской пенсионной системы напрямую не связаны с самим ПФ, у которого как таковых системных проблем нет. Корень проблемы в том, как именно происходит управление пенсионными деньгами. На сегодняшний день — крайне неэффективно. За четыре последних года доходность государственной управляющей компании — Внешэкономбанка (ВЭБ), в которой находятся 90% всех пенсионных денег, только один раз превысила показатель инфляции.


Главным итогом назначения Антона Дроздова председателем правления Пенсионного фонда в ближайшее время должно стать обострение интереса к пенсионной реформе. Нищенские пенсии, растущий дефицит пенсионного фонда (ПФ) и крайняя неразвитость негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — таковы основные характеристики пенсионной системы сегодня. Демографические перспективы усугубляют проблемы. По расчетам ООН, рост иждивенческой нагрузки в России на каждого работающего к 2020-2025 годам возрастет до 650-750 в год (число иждивенцев на 1 тысячу человек трудоспособного населения). А к 2050 году на каждого работающего останется лишь один неработающий.

Цена вопроса

11 июня Госдума рассмотрела в первом чтении правительственные законопроекты, которые уточняют бюджеты Пенсионного фонда (ПФР), Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонда социального страхования РФ (ФСС) на текущий 2008 год и на период до 2010 года.

Предлагается увеличить доходную часть бюджета ПФР на 2008 год до 2,6 триллионов рублей (в настоящее время 2,55 триллиона рублей), на 2009 год — до 2,91 триллиона рублей (было 2,8 триллиона рублей), на 2010 год — до 3,5 триллиона рублей (было 3,36 триллиона рублей). Профицит бюджета на 2009 год увеличивается до 432,75 миллиарда рублей (было 323,81 миллиарда рублей), на 2010 год — 599,93 миллиарда рублей (было 456,03 миллиарда рублей).

Доходы бюджета ПФР в 2008 году увеличиваются на 67,02 миллиарда рублей, расходы — на 71,4 миллиарда рублей, профицит сокращается с 246,81 миллиарда рублей до 242,39 миллиарда рублей.

Предлагается дополнительно направить 48,09 миллиарда рублей на выплату страховой части трудовой пенсии, в связи с внеплановой ее индексацией с 1 августа 2008 года на 8,0%. Дополнительно 6,29 миллиарда рублей направляется на выплату базовой части трудовой пенсии.