ПРАВО.ru
Актуальные темы
28 мая 2009, 18:02

«Малый бизнес в ожидании большого закона о микрокредитовании»

Большие Думы о  МИКРОкредитовании
В прошлом году малый бизнес получил кредитов на сумму примерно 15 млрд долл Фото Право.Ru

В условиях финансового кризиса в нашей стране фактически обвалился рынок банковского кредитования. Как результат — экономика буквально «подвисла» из-за неплатежеспособности партнеров, клиентов и поставщиков. А между тем, компаниям небольшого и среднего размера нужно совсем немного: микрокредит может, порой, спасти жизнь небольшого  бизнеса, а, значит, позволит выжить и предпринимателю, и его сотрудникам и членам их семей.

Положительным моментом для решения вопроса финансирования собственного дела является решение Правительства РФ об утверждении годового размера пособия по безработице:  гражданин сможет получить на открытие собственного бизнеса — около 60 тысяч рублей. Данная мера снимет некоторое напряжение среди начинающих предпринимателей. Людей, готовых морально к созданию собственного бизнеса, государство теперь будет поддерживать материально. Но что делать с теми предприятиями, которые уже работают, причем, вполне возможно, что их стаж исчисляется не одним годом, но в условиях нынешнего кризиса они могут испытывать серьезные финансовые проблемы. Решить их может закон о микрофинансировании. 

В прошлом году малый бизнес получил кредитов на сумму примерно 15 млрд долл. В среднем на одну малую фирму, одного предпринимателя или одно фермерское хозяйство пришлось не более 2,9 тыс долл. На сегодняшний день более 50 процентов российских малых фирм стабильно не хватает финансовых ресурсов, при чем «коротких» (на срок до года) и небольших по размеру.  Т.е. речь идет о неразвитости рынка микрофинансирования в нашей стране. 

Проблема микрокредитования — не нова

2009 год ознаменовался резким скачком числа обанкротившихся малых и средних предприятий по всему миру. Насколько мне известно, только в конце прошлого года во Франции и Германии, Норвегии, Швейцарии и США разорились десятки тысяч малых, средних и микро-предприятий. При этом максимальная «смертность» была зафиксирована в  сфере торговли и услуг — только в Западной Европе 70% заявлений о финансовой несостоятельности подали владельцы небольших ресторанов и магазинов, частных пекарен, кафе, мелких производств. Согласно опросам предпринимателей, главная причина банкротств — финансовые трудности, переросшие в хроническое состояние неплатежеспособности. Более того, по мнению экспертов, на определенных этапах предбанкротного состояния небольшой по своему размеру компании не хватало как раз «небольших и коротких» денег. То есть если на этапе финансового «провисания» фирме удалось бы получить микрозаем, предприятие смогло бы выжить.

Конечно, бесспорным фактом является такая характерная особенность малого бизнеса, как его живучесть. Но и у предпринимателей есть свои «болевые места», основной точкой повышенной уязвимости малого бизнеса в любой стране является ликвидность. Объяснение в данном случае весьма простое: большое предприятие сродни домашней утке — имеет приличную «жировую прослойку» в виде собственных финансовых активов, долгов перед акционерами и учредителями, партнерами и банками и т.п. А у  «малыша» такого запаса прочности нет.

К сожалению, в данном случае мне приходиться апеллировать статистикой европейских исследовательских фондов, так  собственного мониторинга подобного качества у нас пока не проводят. Так, вот — в странах ЕС для анализа хозяйственной деятельности предприятий используют показатель «Чувствительности к притоку» (он обозначает соотношение поступлений денежных средств и платежей). У  крупных компаний «Чувствительность» редко опускается ниже 1,02, между тем как  у мелкого бизнеса данный показатель — всего 0,4 — 0,6. То есть речь идет о том, что у малых предприятий постоянный дефицит свободных денежных средств, причем речь не идет о каких-то больших суммах.

Именно микрокредитование — реальное спасение реального сектора экономики. При этом согласно российской и зарубежной статистике, малый бизнес наиболее благонадежный заемщик — среди предпринимателей  минимально низкий, по сравнению с частными лицами или крупными компаниями, порог невозврата заемных финансовых средств.

Автор:  Екатерина Семенова,  депутат ГосДумы, член Комитета по собственности